В последние несколько лет казахстанский рынок зерна и муки страдает из-за нелегального ввоза российской пшеницы. По разным оценкам, так называемый «серый» импорт (контрабанда) зерновой продукции из РФ составляет 1,5-2 млн тонн в год. О влиянии этого фактора на рынок Казахстана и способах борьбы рассказывает президент Союза зернопереработчиков Казахстана Алихан Талгатбек.

В чем «фокус»?

Завезенная пшеница без уплаты НДС оформляется на крестьянские хозяйства Казахстана и в виде скрытого реэкспорта, без уплаты транзитного тарифа, направляется в страны Средней Азии и Афганистана.

В результате наносится ущерб государству в виде:

— искаженной статистики реального урожая зерна Казахстана. Как следствие – невозможность сформировать реальный баланс производства и потребления зерна;

— недопоступления обязательных налоговых отчислений в бюджет (НДС, КПН);

— снижения поступления валютной выручки в Казахстан, т.к. стоимость «серого» зерна ниже рыночной на 5-10%;

— искаженной объективной стоимости казахстанского зерна на внешних рынках, т.к. «серое» зерно является маркет-мейкером для потребителей из Средней Азии и Афганистана;

— недополученного справедливого дохода казахстанскими сельхозтовароизводителями;

— недополученной доходности от транзитных ставок казахстанскими железными дорогами;

— доначисления НДС на последующих добросовестных покупателей-мукомолов такого зерна.

По оценке Зернового союза Казахстана и Союза зернопереработчиков Казахстана, только по НДС на импорт неуплаченная сумма налогов с теневого оборота зерна может составлять ежегодно более 27 млрд. тенге, или $57 млн по текущему курсу.

Потери АО «НК «КТЖ» от неуплаты транзитного тарифа при нелегальном импорте и транзите зерна в объеме 1,7 млн тонн ежегодно оцениваются в сумме не менее $85 млн, или около 40,2 млрд тенге по текущему курсу.

«Из-за искаженной цены объективной стоимости зерна на основном погранпереходе Сарыагаш, экспортная стоимость зерна и муки занижена порядка на 50 долларов США за тонну. При среднем экспорте зерна 5 млн тонн и муки в объеме 2 млн тонн казахстанские сельхозпроизводители, зернотрейдеры и мукомолы недополучают 350 млн долларов США. Всего общий ущерб от «серого» импорта (контрабанда) для бюджета и бизнеса Республики Казахстан составляет порядка 500 млн долл. в год», — рассказывает А. Талгатбек.

Регионы-«лидеры» по импорту «серого» зерна

В течение последних несколько лет Павлодарская область является «лидером» по приему и транзиту нелегального зерна. В текущем маркетинговом сезоне, помимо Павлодарской области, активный ввоз нелегальной пшеницы наблюдается со стороны регионов, граничащих с РФ (Актюбинская и Западно-Казахстанская области).

Исторически Актюбинская и Западно-Казахстанская области не являлись зерновыми (по данным официальной статистики, средняя урожайность на западе страны не превышает 8 ц/га). Собранный урожай всегда оставляли для внутреннего потребления, в т.ч. на семена, а недостающие объемы покупали на севере страны.

В то же время, по данным статистики, в вышеуказанных регионах откуда-то вдруг появился экспортный потенциал, они стали поставщиками зерна в другие регионы республики.

Так, например, по Западно-Казахстанской области при среднем валовом сборе зерновых – 255,7 тыс. тонн экспорт и перевозка зерна и муки в зерновом эквиваленте в другие регионы ж/д транспортом за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года составили 354,1 тыс. тонн, или 138% от среднего объема производства.

По Павлодарской области при среднем валовом сборе зерновых – 913,5 тыс. тонн экспорт зерна и муки в з.э. и перемещение внутри страны за 2022 год только железнодорожным транспортом составили 977,1 тыс. тонн (107% от полученного урожая ).

По Актюбинской области при среднем валовом сборе зерновых – 432,9 тыс. тонн экспорт зерна и муки в з.э. и перемещение внутри страны за 2022 год составили 232,5 тыс. тонн (54% ).

А ведь здесь не учитываются внутреннее потребление областей на продовольственные, фуражные и семенные цели!

Способы контрабанды

По информации, полученной от участников рынка, основным способом контрабанды зерна является перевозка автотранспортом. При пересечении границы пограничным службам оплачивается определенная такса за автомашину за беспрепятственный и неучтенный въезд на территорию РК.

Второй распространенный способ – неучтенный перегруз автомобильного средства. При грузоподъемности автомобиля 20 тонн фактически перевозится до 30-40 тонн зерна.

«В дальнейшем импортеры из Средней Азии и Афганистана при погрузке зерна на приграничной станции в один вагон грузят до 90 тонн зерна вместо положенных 70 тонн, что позволяет мукомолам из Узбекистана и Афганистана на разнице в 20 тонн сэкономить на ж/д тарифе, в т.ч. транзитном по территории Узбекистана, обязательных таможенных пошлинах и налогах и существенно снизить себестоимость произведенной муки по сравнению с казахстанской», — отмечает глава Союза зернопереработчиков.

В прошлом году были зафиксированы факты нестандартного варианта перевозки контрабандного зерна. Так, в период запрета экспорта зерна из РФ, некоторые недобросовестные участники рынка в крытых вагонах по принципу «бутерброда» из России перевозили зерно в мешках, сверху нагруженное мешками с мукой.

Что происходит в дальнейшем с неучтенным контрабандным зерном? Оно приходуется от крестьянских хозяйств и таким образом легализуется.

Помимо всех вышеперечисленных, имеются полулегальные способы, когда зерно импортируется с уплатой НДС и дальше по фиктивным документам как казахстанское экспортируется в страны Средней Азии. При этом не уплачивается повышенный транзитный тариф.

Как пресечь «серый» импорт? Предложения Союза зернопереработчиков Казахстана

Масштабы нелегального ввоза зерна из России с каждым годом увеличиваются – это стало огромной проблемой и угрожает экономике Казахстана.

Союз зерноперереботчиков Казахстана предлагает ужесточить меры государственной политики по сокращению доли теневого оборота зерна.

Так, Министерству сельского хозяйства предлагается выработать методологию контроля и прослеживаемости завоза зерна автотранспортом, в том числе усилить контроль и внести соответствующие изменения в рамках Правил №118 от 18.04.19 «Осуществление государственного контроля и надзора за продукцией агропромышленного комплекса в пунктах контроля на приграничной территории Республики Казахстан с Кыргызской Республикой и Российской Федерацией в пределах автомобильного сообщения». Действенным методом также станет взвешивание автотранспорта на пограничных пунктах перехода.

Для оперативного отслеживания необходимо создать совместный межведомственный штаб (с участием КГД, КНБ, КГИ в АПК, КВКН, КТК) по контролю за ввозом российской пшеницы и других продовольственных товаров на территории Абайской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей.

Также требуется принять превентивные меры по пресечению ввоза нелегального зерна на границах Актюбинской и Западно-Казахстанской областей с РФ с целью исключения повторения ситуации по аналогии с Павлодарской областью.

Помимо явных методов борьбы, нужно применять и психологические. Переработчики предлагают заинтересованным государственным органам через СМИ сообщать обо всех выявленных фактах незаконного ввоза зерна с указанием меры наказания. Это позволит изменить сознание участников зернового рынка и подтолкнуть к стремлению приобретать зерно у добросовестных поставщиков, считают мукомолы.

Защита национальных интересов на традиционных рынках сбыта Казахстана

В течение последних нескольких лет Россия наращивает прямой транзит зерна и муки в страны Средней Азии и Афганистан – традиционные рынки сбыта казахстанской зерновой продукции.

Если 4 года назад экспорт зерна и муки из РФ в данном направлении являлся экономически нецелесообразным, то, начиная с 2020 года, экспорт муки осуществляется стабильно. Так, в 2020 году экспорт российской муки составил 169,9 тыс. тонн, в 2021 году – 169,6 тыс. тонн и за 2022 год вырос до 310,7 тыс. тонн (из них доля Кыргызстана — всего 5%). В общей сложности за последние 3 года на традиционные рынки Казахстана было отправлено около 650 тыс. тонн российской муки.

С учетом имеющихся экспортных пошлин на пшеницу Россия нарастила объемы экспорта муки. Союз зернопереработчиков Казахстана прогнозирует, что объемы транзита зерна и муки из РФ будут расти и в дальнейшем, на фоне наращивания стабильных объемов производства пшеницы в России (до 80-90 млн тонн) и планов по открытию новых рынков для экспорта российского зерна и муки.

Увеличению транзита через Казахстан, в первую очередь, способствовала 50% скидка на железнодорожный транзитный тариф со стороны КТЖ. С начала 2023 года данная скидка была отменена.

«Необходимо проконтролировать, чтобы скидки на транзит зерна и муки и продуктов зернопереработки не предоставлялись, а, возможно, даже необходимо повысить тариф в связи с перегруженностью железной дороги», — подчеркивают в Союзе зернопереработчиков Казахстана.

На сегодняшний день на рынках Средней Азии и Афганистана уже ощущается профицит предложений на поставку зерна и муки, что сказывается на экспортных ценах, а также приводит к логистическим проблемам на основном погранпереходе Сарыагаш.

Исходя из статистики прямого транзита, текущие ставки транзита грузов через Казахстан недостаточно защищают экономические интересы страны.

Поэтому Союз зернопереработчиков будет поднимать вопрос относительно увеличения транзитных ставок на зерно и муку по линии казахстанской железной дороги.

Новые пути для экспорта казахстанской муки

Ежегодно страны Средней Азии и Афганистана наращивают собственные объемы переработки зерна. Учитывая этот факт и давление со стороны российской продукции, казахстанским мукомолам необходимо искать альтернативные рынки сбыта муки.

В данный момент переработчики РК активно прорабатывают вопрос поставки муки в страны Ближнего Востока, в частности Катар, транзитом через Иран, а также в Пакистан.

«Предварительные переговоры с покупателями из Катара и Пакистана проведены. Готовность в приобретении казахстанской муки имеется, транспортные компании Ирана также выразили готовность организовать транзит по своей территории, в т.ч. обеспечить перевалку в порту Бендер-Аббас. Для закрепления на данных рынках на начальном этапе просим Правительство оказать поддержку. Учитывая сложный маршрут доставки, предусмотреть из резерва Правительства частичное возмещение стоимости доставки, а также оказать содействие консультационного характера со стороны посольств Казахстана в этих странах», — рассказал А. Талгатбек.

Развитие поставок муки на данные рынки позволит Казахстану в дальнейшем развивать поставки другой сельхозпродукции – зерна и мяса.

Также, по убеждению мукомолов Казахстана, необходимо развивать поставки на китайский рынок, куда Казахстан готов ежегодно поставлять 300-400 тыс. тонн муки.

«Необходимо провести переговоры на уровне правительств о снятии или смягчении карантинных мер против COVID-19 для приемки грузов. Также предусмотреть возможность доставки муки в крытых вагонах до станции Алашанькоу и далее осуществлять перегрузку муки в китайские железнодорожные вагоны, что позволит наладить ритмичные отгрузки», — отметил глава Союза зернопереработчиков Казахстана.

Проблемы мукомольной отрасли

Кроме «внешней» угрозы со стороны России, у казахстанского рынка есть свои, внутренние проблемы.

Две основные проблемы рынка муки РК, которые серьезно затрудняют экспортную деятельность, – сложности с логистикой и возвратом НДС.

В настоящее время введен конвенционный запрет на перевозку порожних вагонов, принадлежащих другим странам (телеграмма ДП-63 от 11.01.23 г.). Данное решение было принято КТЖ в связи с нахождением большого количества порожних вагонов из РФ на казахстанских станциях.

В то же время, мукомольные предприятия оперируют на постоянной основе российским парком вагонов, которые из стран Средней Азии возвращаются порожними. В связи с этим Союз зернопереработчиков просит сделать исключение для таких вагонов.

Также в текущем сезоне из-за ограниченного рынка сбыта зерна и муки постоянно наблюдается скопление вагонов на основном погранпереходе Сарыагаш, вследствие чего вводятся конвенционные запреты (приказ №71 от 07.12.22г., №285 от 30.12.22г.). По мнению Союза зернопереработчиков, необходимо в исключительном порядке предоставить приоритетность дальнейшего прохождения вагонам с мукой, не применяя конвенционные запреты.

Ведь, в первую очередь, это вопрос социальной важности – при конвенциях останавливаются перерабатывающие предприятия и люди остаются без заработка.

Кроме того, надо сосредоточиться на реализации государственной политики по продвижению экспорта перерабатываемой продукции с добавленной стоимостью. Да и количество вагонов с мукой меньше по сравнению с вагонами-зерновозами.

Что касается возврата НДС – АПК-Информ неоднократно поднимал данную проблему в своих публикациях. Так, в 2022 году Министерством финансов приняты новые правила возврата НДС при экспорте, которые противоречат нормам Налогового кодекса. В результате из-за проблем с возвратом НДС казахстанские экспортеры муки недополучают около 40 млрд тенге в год и могут потерять наработанные годами рынки сбыта.

По мнению переработчиков, дальнейшее промедление и неприятие решительных действий в связи с вышеперечисленными факторами угрожает экономической безопасности страны. Казахстану грозит сокращение объемов сбыта зерна и муки, сокращение посевных площадей, потеря рабочих мест, сокращение поступления валютной выручки.

Справка. В Казахстане действует около 174 зерноперерабатывающих предприятий. В мукомольной отрасли работают порядка 60 тыс. человек. Помимо этого, на других направлениях зернопереработки заняты около 40 тыс. сотрудников.

Около 55% от выращенной пшеницы в Казахстане перерабатывается на отечественных зерноперерабатывающих предприятиях.

Кроме муки, предприятия производят и экспортируют порядка 70 тыс. тонн комбикормов, 400 тыс. тонн отрубей и других продуктов перемола.

Также развивается глубокая переработка зерна пшеницы и зерна кукурузы, где ежегодно перерабатывается около 300 тыс. тонн зерна.

Источник: https://www.apk-inform.com/

Зерновые «войны»: как уберечь рынок Казахстана от давления российской пшеницы и муки?
Пролистать наверх